Аллергия может возникнуть внезапно, а причина не всегда так очевидна, как хотелось бы. Да и многие нюансы быта важнее, чем кажутся на первый взгляд. Правда ли, что для аллергиков может быть опасна необработанная мебель? Почему простыни нужно гладить и можно ли заводить щенка в доме, где есть ребенок-аллергик?
Разбираемся в сложных нюансах диагностики и лечения аллергии с врачом-аллергологом медицинского центра «Элеос» Осиповой Антониной Владимировной.
Почему возникает аллергия?
Аллергия – это собирательный термин, который объединяет обширную группу заболеваний, имеющих в своей природе самые разнообразные механизмы реализации и клинические проявления. До сих пор, на каждом Европейском, Американском или любом региональном конгрессе врачей аллергологов ведутся споры и отстаиваются самые разнообразные теории о том, почему за последние десятилетия такой бурный всплеск аллергии у детей и у взрослого населения. По последним оценкам ученых, уже в нашем веке, аллергическими заболеваниями будут страдать до 50% всего населения Земли. С 1995 года я посещаю все конгрессы Европейской Ассоциации аллергологов (EAACI) и с большим интересом наблюдаю за этими «сражениями» ученых, в весьма интеллигентной манере, отстаивающих, иногда, самые неожиданные теории. Самая «модная» теория – это теория «чистоты», некоторые ее называют – «гигиеническая теория» роста распространения аллергии. Слишком «чистыми» мы стали! Еще одна теория – недостаток защитного белка филагрина в слизистых оболочках, коже, а также, повреждение микробиома кожи, слизистых оболочек, тонкого кишечника. Можно много теорий перечислить, над чем думают лучшие умы аллергологии.
Тем не менее, что установлено на сегодняшний день?
— Для того чтобы возникло аллергическое заболевание, нужны определенные иммунные изменения в организме человека. Они есть не у всех и каждого. У аллергика, иммунитет словно, перевернут с ног на голову. Как правило, причина в наследственности. Но аллергическая предрасположенность может быть выражена особым образом: например, у родителей аллергия на пыльцу березы, а у детей может возникнуть бытовая аллергия. Если страдают аллергическим заболеванием оба родителя, то 75% такой предрасположенности реализуется у ребенка в будущем.
Если этих нарушений в иммунитете нет, аллергии может и не быть. Могут быть другие реакции — токсические, псевдоаллергические (дозовозависимые реакции). Кстати, одних только типов аллергических реакций – четыре и каждая имеет еще и другие, расшифрованные в современных исследованиях механизмы.
За 30 лет моей практики врача-аллерголога, каких только пациентов не бывает: и с чесоткой, и с корью, и со скарлатиной и краснухой и с крапивным вариантом дебюта вирусного гепатита и многими другими не аллергическими заболеваниями. Но все сразу обращаются к аллергологу и думают, что это аллергия, но часто ошибаются.
— Нужно ли превентивно беречь себя от потенциальных аллергенов?
— Если у человека нет иммунных нарушений и предрасположенности к аллергии, он может жить как хочет — да хоть с тремя кошками, двумя собаками — и у него ничего не будет, кроме глистов! Он может жить хоть с плесенью в доме, и только со временем, возможно, это реализуется у него в грибковую аллергию. А может и не реализуется!
А вот если человек с аллергической предрасположенностью будет иметь в доме аллергены — тогда это может быть опасно. Однако и об этом мы можем говорить с некой долей условности. Дело в том, что в последние пять лет в аллергологии кардинально поменялось представление о рекомендуемом образе жизни и, так называемой, гипоаллергенной диете. Не надо оберегать ребенка от аллергенов, прятать перьевые подушки и увозить котов к бабушке — пусть он привыкает к ним, ежедневно сталкиваясь с этими аллергенами. Но вот если уже у него разовьется аллергия — тогда, конечно, нужно убирать аллерген.
Если развилось аллергическое заболевание и мы обнаружили «виновный» аллерген, то здесь все условно просто: мы убираем аллерген. Нет аллергена — нет аллергии. Если мы не можем убрать этот аллерген, например, наступает пора «пыления» растений или деревьев, например березы – ведь это биология и природа, то тогда у пациента выбор – или уезжать в такую местность, где еще береза не паллинировала или уже «отцвела». Либо лечиться аллергеном березы.
Таким образом, профессия врача-аллерголога, сродни профессии следователя! Мне надо найти, вычислить источник страданий пациента. Один пациент считал, что у него аллергия «на баню». Выяснилось, что у него аллергия на березу. И его ежегодные «простуды» в апреле на самом деле были аллергией, которую пациент ошибочно лечил всем, чем мог, в том числе и антибиотиками.
— Как развивается аллергия и можно ли ее вылечить?
— Разные виды аллергических заболеваний начинаются по разному. Иногда, начинается с аллергического конъюнктивита. Потом страдает слизистая носа — начинается аллергический ринит, и уже на этом этапе можно предложить много видов лечения (и антигистаминные препараты, и назальные спреи топических стероидов и глазные капли). Если болезнь «спускается» в бронхи — мы боимся реализации бронхиальной астмы, так как с ней бороться сложнее. Важно все уловить на раннем этапе. Чем раньше выявим «виновный» аллерген и начнем применять аллерген-специфическую терапию (сейчас она называется аллергенной иммунотерапией), тем лучше. Это последняя тенденция.
Что такое аллергенная терапия?
— Суть этого лечения — в медленной, последовательной перестановке иммунитета аллергика «с головы» — «на ноги». И это лечение не может быть быстрым.
Пациенту вводится то, чем вызвана аллергия. То есть «вышибается клин клином», «подобное лечится подобным», кстати - основной принцип гомеопатии, которую сейчас ругают все, кому не лень!
В результате, в организме, снижается тканевая чувствительность к аллергену, он начинает сам вырабатывать блокирующие антитела против него. Удивительная судьба у этого метода лечения. Был период, когда этот вид лечения признали, как не соответствующему принципам доказательной медицины. Однако, прошло целое десятилетие, накопились научные доказательства и он вновь вернулся в клиническую практику и остается по сей день, самым эффективным методом лечения аллергии. Но, в одном случае: если врач-аллерголог правильно «вычислил» тот аллерген, который является ответственным за клинические проявления болезни! Ведь есть еще и скрытая «латентная» аллергия. До поры, до времени она молчит и когда она перейдет в заболевание, сложно предположить. Сейчас ее достаточно легко обнаружить. Вот только лечить, пока она не проявит себя – не надо. Аллергены для лечения существуют и в инъекционной, и в подъязычной форме — смотря как пациенту удобнее. Одни пациенты дисциплинированные и сами согласно схеме, дома, под язык вводят аллергены, а другим проще прийти в аллергологический кабинет и уколоть инъекцию аллергена.
По сути, все это — реализация идей XIX века, выдающихся врачей Райта, Фримена, Нуна, Блэкли, Бостока. Их труды очень интересно почитать и сейчас, можете себе представить, они актуальны до сих пор, а основных принципов аллергологического тестирования и аллергенной иммунотерапии мы придерживаемся до сих пор! Не менее интересны их философские и жизненные наблюдения! Хорошо, что в настоящее время представилась такая возможность читать их как в подлиннике, так и в переводе. Давно открытый метод лечения до сих пор актуален, только его модернизируют и улучшают, например, аллергены для лечения сейчас лучше очищены, стабилизированы, некоторые формы – рекомбинированы, но идея осталась прежняя.
Пациентка жаловалась на то, что у нее чешутся глаза, течет из носа, и она постоянно чихает с октября по апрель, как дома, так и на улице. Предполагали, что какой-то аллерген находится в спальне. Провели аллерготестирование — и не нашли аллергии ни на пыльцу, ни на грибки, ни на постельных клещей. Вообще ни на один вида аллергенов! Но, при расширенном обследовании обнаружилось, что у женщины сильная реакция на перхоть лошади. Пациентка ушла в недоумении. Вдруг ее старенькая мама вспомнила: «А ты что, забыла, что у тебя парик из лошадиных волос?» Шиньон висел как раз в спальне, и пациентка действительно носила его с октября по апрель.
Диагностика аллергии
— Какие существуют методы исследования аллергии?
— Чтобы правильно лечить аллергию, в первую очередь необходимо понять, какой аллерген вызывает реакцию.
Среди методов исследований в нашей лаборатории используются только методы, имеющие серьезную доказательную базу, что отражено в консенсусных документах EAACI:
Прик-тесты – это самый современный вид кожного тестирования.
Исследование общего иммуноглобулина Е - анализ, более актуальный для детей. Если есть значительное повышение уровня общего иммуноглобулина Е, то это может являться причиной поиска аллергического заболевания, но могут быть и самые разнообразные другие причины такого повышения. Сейчас роль общего иммуноглобулина Е продолжает исследоваться и онкологами и паразитологами и онкогематологами и врачами ряда других специальностей.
Исследование специфических IgE методом стандартизированного иммуноблоттинга – это различные виды аллергопанелей, скомпанованные по группам аллергенов (ингаляционные, пищевые, смешанные, педиатрические). Как правило, этих трех методов достаточно для выявления основных причин, но…
Если мы не можем разобраться и нам непонятен пациент, или имеет место сложный дифференциально диагностический случай, то в нашей лаборатории внедрен самый современный метод исследования – аллергочип – Allergosmart и Allergoclassic. Это - полный аллергологический паспорт пациента — наиболее широкое обследование, касающееся всех известных в мире аллергенов (их 282) и аллергенных молекул. Когда у человека много видов аллергии, такое исследование позволяет понять, что наиболее актуально, на что у пациента истинная реакция, а на что — перекрестная. И тогда можно подобрать правильную аллерген-специфическую терапию и добиться положительного результата.
Например: пациент пришел с жалобами на пыльцевую аллергию, а доминирующей у него оказалась круглогодичная (то есть реакция на постельного клеща). Значит, именно на это нужно в первую очередь обращать внимание и проводить аллергенную иммунотерапию именно клещом, а не пыльцой. В моей практике уже были такие случаи! Или пациент жаловался на круглогодичный ринит и мы выявили и грибок Альтернарию и клещ Дерматофаг, а ведущей в этом заболевании все-таки определилась по аллергенным молекулам именно альтернария! Это позволило правильно назначить аллергенную иммунотерпию.
Также это исследование дает возможность делать прогнозы, понять, что с человеком будет дальше. Например, самцы собак более аллергенные, чем самки, и по результатам анализа мы можем сказать человеку, кого ему можно заводить.
Особенно интересно проводить это исследование у детей: можно увидеть, как меняется ребенок, «перерастает» ли он аллергию или нет.
Это новая, достаточно точная и информативная технология. Сейчас я провожу Школу молекулярной аллергологии для врачей. Моя дальнейшая мечта — развить телемедицину, чтобы врачи-аллергологи по скайпу вместе расшифровывали сложные случаи пациентов.
Ведь проблема аллергии до сих пор до конца не решена. Анализируя современные документы по аллергологии понимаешь, что еще пройдет достаточно большое количество времени, прежде чем нам станут понятны все механизмы аллергических заболеваний и появятся совершенно другие методы лечения. Поживем-увидим!